Translate

суббота, 7 января 2017 г.

Размышление о новой картине

Всем привет!
Представляю вашему вниманию свою очередную работу (пастель, бумага, 60х80 см):

Учитель!


Раньше она выглядела так, но я решила усовершенствовать, так как недостаточно эмоциональности:

На этой картине изображен стих 38, четвертой главы Евангелия от Марка:

"А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет,что мы погибаем?"

Так как в Евангелии не принято вырывать слова из контекста, то приведу стихи 37, 39‐41:

"И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?"

Евангелие ‐ это книга, наполненная символами и образами. И этот сюжет я не воспринимаю буквально как будто христианский Бог это мифологический Нептун. Для меня этот сюжет о мятеже духа, о безверии, о недоверии Богу, панике, депрессии, отчаянии.

Представлю ситуацию, что живу я себе, никого не трогаю, примус починяю. И вдруг происходят в моей жизни события, над которыми я совершенно не властна. Я пытаюсь всеми возможными способами устранить неприятности, но ничего не получается. Здесь я беру в расчёт не то, с чем или кем я готова расстаться, а то, что считаю принадлежащим мне и только мне. Вы думаете я в этот момент могу сказать: "Ну значит на то Божья воля. Значит так надо. Что ни делается, всё к лучшему" Да ни за что! Я буду кричать, злиться, рыдать, жаловаться на судьбу, ненавидеть всех и вся, а тем, кто по‐моему мнению вставляет палки в колёса, желать смерти.

"неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" - да, я буду сильно сомневаться в существовании Бога. Потому что ведь логично, что если Он есть, то моя жизнь должна быть сытой, безбедной, наполненной позитивом и прочими шаблонными показателями успешного человека. То есть так, чтобы все видели, что у меня всё хорошо:

Dolce&Gabbana Family

А если у меня и не будет ничего, если вдруг я изберу бродяжничество, то в таком случае у меня должны быть другие ништяки: какая-нибудь прозорливость, целительство, мудрость и чтобы снова все видели, что я особенный человек (не при жизни, так после смерти на могилку придут земельку собрать).
Франциск Азисский

То есть я ни в чём не могу проиграть: ни на земле, ни на небе. Моё от меня не уйдёт! Рано или поздно! Всему своё время! - вот краткие лозунги моего своеволия, которые как бы намекают, что всё равно всё будет по-моему.

И тут такая ситуация... всё совсем не так как я хочу и во всём. И что же делать? Как жить?

Не буду рассуждать про "зоны комфорта" и тому подобное. Считаю, что это относится к моему второму варианту, который хочет стать первым или наоборот. То есть я вижу суть в следующем: "сейчас я выберусь из этой "зоны комфорта" и там в неизвестном и прекрасном далёком меня ждут молочные реки и кисельные берега. У каждого свои фантазии на этот счёт. И я соглашаюсь, что мол да, пострадаю немножко, но своё‐то родимое (моё, личное) я точно отожму! Бог‐то (или судьба, жизнь, люди, Вселенная) чай не
слепой, воздаст мне по заслугам". Я могу так рассуждать даже если творю откровенную чепуху. Мне так приятнее оправдывать свою собственную глупость. Стыдно же признаться: "Да, я облажалась. Я очень сильно облажалась".

В этот момент вера в бога обретает черты благочестивой манипуляции: ты мне, я тебе. Я стараюсь угадать, что же там у него на уме, чтобы мне всё просчитать и угодить на 100% и получить выигрыш лучший, чем я ожидала на 1000%. По воскресеньям в храм? ОК. Пост? ОК. Заповеди? ОК. Только дай мне пожалуйста то, что я хочу.

Узнаёте?

Я не могу ошибаться в своих желаниях и действиях, так что делай то, что я скажу и я готова тебе служить. Митрополит Антоний Сурожский в таком случае рекомендует следущую молитву: "Боже, избавь меня от Твоего ложного образа, чего бы мне это ни стоило".

Слово "неужели": Неужели Ты другой? Неужели Ты не видишь как мне плохо? Почему Ты ничего не меняешь? Почему Ты не делаешь так как я хочу? Посмотри на мою жизнь: неужели ты считаешь, что я только этого достойна? Неужели Ты не видишь, что я погибаю? Неужели Тебе нет никакой нужды во мне? Последнее самое страшное. Ведь при языческом представлении о божестве, я делаю ему одолжение. Я совершаю ритуалы, играю какие‐то роли, говорю какие-то слова, потому что так надо. Ему надо. И тут вдруг - нет Ему никакой нужды до этого. Не нужны ему ни мои обряды, ни мои речи, ни моя роль добропорядочного честного человека и жертвы мои тоже не нужны. Он ничего этого как-будто не замечает! До этого хоть какая-то надежда была на счастье или успех в этой жизни или вечной. И вдруг ничего. Что можно испытывать в этот момент? Только то, что я погибаю. Я погибаю, а Бог спит. Он не слышит меня, ему всё равно, он холодный, безразличный и чужой - вот, что я думаю в этот момент. Я безразлична ему и это меня убивает. Я погибаю.        

Я вижу в этой строчке: безбожие, смерть, хаос, пустота, одиночество, боль, страдание, потеря надежды, отсутствие веры, отчаяние. Это как будто ты договорилась со своим Богом ‐ ок, я с тобой в одной лодке, но только
давай там, защити меня. А он не защищает. Он спит! Спит, когда я умираю!

Мне важно было показать момент отчаяния человеческой души, что с нею происходит в тот момент, когда рушится всё самое дорогое.

Хорошо, что это не единственная строчка в Евангелии)) И хорошо что это, на мой взгляд, пример искаженного ветхого и языческого представления о Боге.
И в следующей строчке видно, что Он встаёт и буря утихает. Он как бы говорит неотъемлемой больной стороне моего Я: "умолкни, перестань". И ветер утих, и сделалась великая тишина, то есть Христос вносит в старый мир новое, чего не было раньше и ученики удивляются: "кто же Сей?" В общем, не хочу уходить в глубокие размышления о Евангелии, так как веду речь о своей картине.

Итак, там где Бог ‐ там тишина, там нет места хаосу и буре.

В моей работе изображены три объекта: Лодка, Христос и человек, но Христос и есть эта Лодка, которая ведёт сквозь бурю. Поэтому на картине состояние молитвы в момент страдания и одиночества, потому что в этот момент я остаюсь с Богом наедине. Количество действующих лиц уменьшается до двух: Бог и душа. И всё же Он везёт сквозь бурю даже когда я не соблюдаю обряды, не говорю с ним на официальном языке, забываю о нём, раздражаюсь и гневаюсь на Него, ненавижу, отворачиваюсь и снова возвращаюсь. Даже тогда Он рядом. Потому что Он не языческий идол, Он не нуждается в моих ублажениях и подношениях. Он Сей, кому ветер и море повинуются. Он христианский Бог, который есть Правда, Жизнь и Любовь и это я нуждаюсь в Нём.

Комментариев нет:

Отправить комментарий